КАК ПРЕВРАТИТЬ ПОРАЖЕНИЕ В ПОБЕДУ. Советы от Елены Поповой

КАК ПРЕВРАТИТЬ ПОРАЖЕНИЕ В ПОБЕДУ
Елена ПОПОВА,
призер чемпионата мира,
многократный победитель российских,
европейских, азиатских и международных конкурсов;
международный сертифицированный преподаватель и
разработчик авторских программ; действующий судья ИНЕС;
тренер конкурсной команды Nail Future Pro; руководитель учебного центра Nail Future Pro

 

Итак, соревнование подошло к концу, объявлены победители и призеры.
Как же зачастую ведут себя и какими правилами руководствуются те, чьи имена не прозвучали?

1. Самое главное правило, которое необходимо запомнить - никогда не поздравляйте победителей. Если вы чувствуете, что неплохо бы поздравить - не пытайтесь выдавить улыбку. Можете просто уйти подальше от места награждения, а еще лучше — начать горестно рыдать.

2. Так как победитель только один, а проигравших много, вы сразу окажетесь в теплой компании. Они с удовольствием вас выслушают, поэтому, попытайтесь убедить их и себя, что судьи, конечно же, присудили победу тем, кого определили задолго до конкурса. Иными словами, "все куплено". Слово "куплено" очень любимо людьми, ищущими оправдания проигрышам.

3. Если выигрывают снова и снова мастера одних и тех же школ, самое время немного изменить оправдания. Скажите себе и остальным проигравшим, что мастера выигрывают только потому, что эти школы известны. Не обращайте внимания на факт, что возможно, они стали известны благодаря своим хорошим мастерам и тренер

4. Чем больше выигрывают мастера команды спонсоров, тем больше у вас причин для подозрений. Расскажите всем, что скорее всего, у моделей победителей были каким-то образом помечены руки, что работы на самом деле очень низкого уровня

5. Можно чуть изменить тему - оправдать свой проигрыш тем, что судьи просто не достаточно высокой квалификации, чтобы судить такие конкурсы. Вы получите очень много сочувствия.

6. Если вам никак не удается очернить победителя, у вас есть последнее средство в запасе - частная жизнь побеждающих. Если вы очень постараетесь, наверняка нароете что то, что вызовет интерес. Подойдет развод, любовное приключение - лучше всего с кем-то из судей, финансовые проблемы. Если вам ничего не удалось найти - начните наблюдать за тем, что они едят и пьют. Потом, когда вы добавите ваших собственных красок в историю, вы убедитесь, что большинство людей съест это блюдо с аппетитом.

7. Когда и если вы наконец выиграете на конкурсе, убедитесь, что вы ведете себя так же, как и в случае проигрыша. Скажите всем, что наконец-то попался честный судья, который оценил уровень Вашего мастерства.
Уверена, что вы видели мастеров, которые следуют полностью или частично этим правилам. Конечно, я немного утрировала, но тем не менее, ситуация с поведением мастера в случае проигрыша требует не меньшего, а даже большего внимания, потому что проигравших всегда больше, чем победителей.

 

Соревнования

– это всегда серьезная, увлекательная борьба. Но все участники не могут стать первыми. И, конечно, участие в соревнованиях принимают не только хорошо подготовленные мастера, но и те, кто стремится выступить в силу своих возможностей – хоть он еще не готов к большим победам, но он к ним должен стремиться, совершенствоваться в борьбе, и победы придут.
Что же делать, как себя вести, если Ваше имя не прозвучало в числе победителей и призеров? Или прозвучало, но не на той позиции, которую вы ожидали? Я бы выделила несколько этапов.

Этап 1. «Награждение»

1. Прежде всего держать свои эмоции под контролем. Помнить, что это не конец света, а всего лишь конкурс. Да, возможно, важный, значимый для вас, но это — не вся жизнь. Помните пословицу «Береги честь смолоду»? На вас сейчас смотрят другие участники, судьи, зрители, поэтому вы должны вести себя сдержанно-спокойно, поверьте, это вызовет чувство глубокого уважения к вам!
2. Найдите в себе силы поздравить победителей. Сделайте это искренне, подумайте о том, что в чем-то наверняка они оказались сильнее и подготовленнее, чем вы. Это может быть необязательно профессиональное мастерство, а например, способность лучше собраться и противостоять стрессу. Если вы сделаете именно так, то вы только вырастите в глазах соперника, и он будет вас уважать, так как вы не относитесь к большинству людей, которые не умеют проигрывать и готовы после проигрыша землю перевернуть, но только не принимать победу другого.
3. Понятно, что вы расстроены, огорчены, подавлены, но вы должны найти в себе силы не портить праздник победителям. Если это члены вашей команды, радуйтесь вместе с ними, ведь у вас будет возможность научиться чему-то полезному у этих людей. Помните о том, что в следующий раз победителем окажетесь вы, и наверняка вы не очень захотите видеть заплаканные, обиженные, раздраженные, гневные лица во время своего триумфа.
4. Уважая своих соперников, ведя себя достойно, вы окажете большую услугу самому себе. Достойное поведение во время проигрыша способствует росту самооценки и самоуважения.

Этап 2. «Самостоятельное переживание неудачи»

Поражение, проигрыш, значимый неуспех встречаются в любой деятельности на протяжении всей жизни, и поэтому отношение к неуспеху является важной характеристикой личности, определяет поведение человека во многих ситуациях, не только во время и после конкурсов.

Надо признать, что особенно тяжело справляться с проигрышами людям, мастерам, которые много добились: занимали неоднократно призовые места на чемпионатах, владеют собственным бизнесом, управляют учебными центрами и т.д. На них давит огромный груз ответственности, на них смотрят, от них ожидают результатов. Выступать под таким прессингом чрезвычайно тяжело, а пережить поражение многократно сложнее, чем мастерам-новичкам. Хочу рассказать вам об одном очень известном мастере — Эми Беккер. Будучи многократным победителем конкурсов в США и Европе, владелицей собственного учебного центра, действующим судьей, 4-кратным чемпионом США по гелевому моделированию ногтей, она в 2013 году принимала участие в Чемпионате Мира в Дюссельдорфе и не заняла там призового места. В тот же день в своем блоге в одной из соцсетей она разместила текст примерно следующего содержания: «Для меня было большой честью соревноваться с сильнейшими мастерами мира! Спасибо всем за высочайший профессионализм! К сожалению, я не победила в этот раз. Спасибо всем, кто болел за меня и извините, что не оправдала ваших надежд. Но иногда надо проигрывать, чтобы был стимул тренироваться и совершенствоваться. Обещаю, что буду работать над собой». Конечно, такой пост вызвал позитивную и уважительную реакцию не только со стороны группы поддержки Эми, но и других участников и победителей соревнования. А спустя месяц Эми Беккер стала официальным рекордсменом Книги Гиннеса по скоростному моделированию ногтей.
Очень часто при поражении мастера окружающие настаивают на уменьшении глубины его переживания: «Не переживай, это ерунда!».
Такая позиция может пагубно сказываться на личном опыте мастера. Ситуацию нужно эмоционально пережить и извлечь тот опыт, который сделает человека сильнее. Извлечь полноценный опыт можно, если включать эмоциональное переживание.

Например, в большом спорте считается, что спортсмену необходимо от 2–3 до 48 часов на самостоятельное переживание ситуации проигранных соревнований, за это время человек может прочувствовать горе поражения, крах всего, состояние безнадежности.

Самостоятельно – для кого-то вообще в одиночестве, для других – в присутствие человека, понимающего, но не пытающегося влиять на интенсивность и глубину переживания, не пытающегося снижать значимость произошедшего. Это время, когда человек психологически перерабатывает ситуацию.

И вот здесь можно и даже нужно дать волю эмоциям.

1. Поплачьте. Со слезами выплесните свое разочарование, обиду и боль.
2. Посетите спортзал, где можно от души «отпинать» боксерскую грушу, потягать до изнеможения «железо», наплаваться в бассейне
3. Сходите в баню (сауну), «смойте» с себя негатив.
4. Отправляйтесь на длительную прогулку. Где-нибудь в укромном уголке парка можете изо всех сил покричать, выплеснув свой гнев
5. Поиграйте в какую-нибудь игру-стрелялку, обратите свою агрессию на компьютерных монстров.

Ваша задача в этот период — избавиться от негатива, который разъедает изнутри, выпустить пар. Как только вы перестанете нервничать, злиться и впадать в истерику от одной мысли о былом проигрыше, вы готовы переходить к следующему этапу.

Этап 3. «Разбор полетов»

Когда первые эмоции позади, пришло время поработать над ошибками, понять, что было сделано неправильно, а какие моменты, напротив, надо запомнить, отработать и зафиксировать. Лучше, если сначала вы попытаетесь проделать такую работу самостоятельно, запишите свои выоды, а затем обсудите и разберете их вместе с вашим тренером. Положительное влияние проигрыша в соревнованиях — это реалистическая оценка мастером своих возможностей. Анализу должно подвергаться все — собственная воля, уровень мастерства, система подготовки к конкурсу, психологическая подготовка, стрессоустойчивость. Самая большая и распространенная ошибка мастеров состоит в том, что в случае поражения они начинают винить внешние обстоятельства, «злой рок», приписывая неудачу тренеру, погоде, Луне в Скорпионе и т.д. Это — путь в никуда, всегда найдется что-то, на что можно «свалить» свою неудачу. Поэтому только анализ и объективная оценка того, что мастер может сделать сам, что он может сделать с помощью тренера, психолога или коллег по команде, поможет мастеру двигаться дальше, позитивно настроит на самосовершенствование.
1. Необходимо определить, что в данном выступлении было сделано хорошо, получилось, несмотря на отрицательный итоговый результат. Надо понимать, что все оценки относительны, и оценка «все плохо» является не более чем результатом вашего восприятия под воздействием негативных эмоций. Поиск удачных, положительных моментов в любом плохом выступлении дает источник мотивации и силы для преодоления. «Если хотя бы это у меня хорошо получается, значит я могу и большее». Повышение самооценки с помощью выделения удачных моментов должно быть конкретно, опираться на реальные действия или факты.
2. Следующим шагом необходимо выделить 1–2 конкретные проблемы, которые на данный момент больше всего мешают выступать лучше. Это – точки приложения сил в предстоящем периоде подготовки, то, что нужно изменить. Больше одновременно выделять не стоит, работать над многими задачами сразу психологически трудно и это не способствует повышению уверенности. Например, выявлена проблема, что во время конкурса на площадке было очень холодно, и мастер оказался не готов к тому, что материал ведет себя по-другому в этом температурном режиме. В таком случае мастер при подготовке к следующему чемпионату тренируется при разной температуре и берет на конкурс согревающее оборудование (грелка, обогреватель).
Очень распространены случаи, когда мастер во время тренингов выдает блестящий результат, но во время конкурса не может справиться с волнением, поэтому не занимает призовых мест. Если работа с тренером по преодолению такого барьера недостаточно эффективна, то очень полезно обратиться к психологу. Я знаю не один случай, когда такие консультации помогли мастерам побороть свой страх, волнение и добиться значимых результатов на конкурсах.
3. Исключить употребление слова «не повезло». Его использование – первый шаг к следующему проигрышу, результат того, что человек подсознательно не желает или не приучен анализировать ситуацию и искать в себе причины своих неудач. Это значит, что нахождение ошибки приведет к признанию чего-то неприятного, непривычного для человека, и он защищается словом «не повезло». Человек, которому «не повезло», ничего не будет менять в себе, а просто будет ждать следующего конкурса, на котором, может быть, повезет больше. Ошибки всегда есть в любом выступлении.

Постарайтесь ответить себе на вопросы: «Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации? И чего я не сделал? Что не было учтено? Что в моей подготовке к конкурсу привело меня к такой случайности?»

Полезная установка для работы над своим мастерством: «Если я проиграл, то значит, у меня были ошибки. Если соперник выиграл, то значит у него было меньше ошибок».


В своей практике я неоднократно встречалась с ситуациями, когда несколько соревнований подряд мастер проигрывает, и при этом ни мастер, ни тренер ничего не меняют в подготовке к соревнованиям, в своем поведении, или же мастер не считает замечания тренера обоснованными или отказывается самому себе признаться в ошибках. Однако, факт в том, что если делать все так же как всегда, то и получится, то же, что и всегда.
В процессе подготовки к конкурсам в нашем учебном центре мастера ведут дневники тренингов. После конкурса мы анализируем, насколько получилось справиться с теми ошибками, которые мастер допускал во время тренингов. Помимо этого, существуют определенные факторы успеха на соревнованиях («Ногтевой сервис» №6/2012 статья «Работы, которыми можно гордиться»), и после конкурса мы обязательно разбираем, достаточно ли внимания мастер уделил каждому пункту, какие моменты были упущены, и над чем предстоит поработать.

Этап 4. «Подготовка к новым соревнованиям»

После того, как пережито прошлое поражение, сделаны выводы о слабых и сильных сторонах, проведена работа над ошибками, пришло время готовиться к следующему конкурсу.
1. Стелите соломку. Говорят, что «если бы знал, где упасть, соломки бы подстелил». Но ведь вы на самом деле знаете, где можете упасть. Заранее рассмотрите наихудшую ситуацию из возможных. Разработайте четкий конструктивный план действий на случай поражения, «что я буду делать, если опять проиграю». Например, что я попробую изменить в своем поведении во время конкурса и в своей подготовке к конкурсу. Таким образом вы снимите неопределенность, уменьшите боязнь неизвестности, в результате будете меньше страшиться неудачи и увеличите свою уверенность в возможности решения проблемы. В некоторых случаях, чтобы избежать поражения, нужно сначала принять факт его возможности.
Выполняя это задание, надо быть осторожным: чтобы оно не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а именно действий после возможного поражения.

2. Воспитывайте в себе психологическое принятие ошибки, установку на то, что ошибка и ее выделение необходимы для развития. Допустил ошибки – не значит не способен, ошибаются все, это ничего не говорит о личности и способностях в целом. Признание своих ошибок не должно стать чем-то стыдным для мастера, это повод поработать, и хорошо, что есть над чем. Вот если ошибок нет – это грозит остановкой творческого роста и развития, если вовремя не поставить себе более сложную задачу. Необходимо ставить перед собой следующие вопросы: «Над чем нужно работать? Что мешает достичь цели? Что делаю, обнаружив ошибку?»
3. Определите для себя (возможно, вместе с тренером, который более объективен в оценке вашего уровня мастерства и стрессоустойчивости), какова цель вашего участия в конкурсе. Ведь очевидно, что в любых конкурсах лишь единицы становятся победителями, и, казалось бы, проигравшие должны покинуть конкурсное движение, однако, они не уходят, а вновь и вновь готовятся к соревнованиям и принимают в них участие. Почему же так? Ответ прост: при правильном подходе даже поражение мотивирует на будущую победу. Есть очень хорошая фраза известного танцора Михаила Барышникова «Я не пытаюсь танцевать лучше других. Я лишь пытаюсь танцевать лучше, чем я сам». Самый важный конкурент, которого вам надо победить на конкурсе, - это вы сами! Тренер поможет вам понять, на какое место вы можете претендовать в данном конкурсе: для кого-то это будет призовое место, а для кого-то войти в десятку, двадцатку или не оказаться последним — это уже очень хорошее достижение, которое будет означать, что вы обошли самого себя.
4. Придумайте для себя какой-нибудь подарок за любой результат. Не в качестве утешения, а в качестве награды за важный и ценный опыт. Тогда вы в любом случае получите приз. У вас должна быть установка: «Проиграть во что угодно я могу всегда, но победить меня не сможет никто. Со стороны я проиграл, но я понимаю, что отстоял себя, сделал все, что мог, сумел показать свой максимум»

Для победы на соревнованиях необходимо обязательно нарабатывать опыт именно участия в конкурсах. Неоднократно сталкивалась с мнением мастеров, что соревноваться можно лишь тогда, когда научишься хорошо делать ногти. Это — большое заблуждение! Моделировать ногти в учебном центре и на конкурсной площадке — две абсолютно разные вещи. Мой совет всем: участвуйте и не бойтесь проиграть!
Правильное восприятие поражения, эффективная работа над ним может привести к тому, что мастер, получая опыт выхода из «поля безнадежности отрицательных эмоций», перестает их бояться, перестает бояться поражения, что приводит его к работе над собой, повышению уровня мастерства и значительно увеличивает вероятность победы. Тогда как непреодоленный и «непрожитый» страх поражения сковывает мастера, вводит в ступор, человек перестает объективно и своевременно оценивать ситуацию. Мастер, боящийся проиграть, отвлекается на этот страх, думает о том, как бы не проиграть, т.е. думает о действиях, которые делать не надо, в результате чего делает именно эти действия. Потому что они были в фокусе его внимания, хотя бы даже и со знаком «НЕ». Из-за такой зацикленности не остается места для технически правильных и выигрышных действий.

Ирина Рубис, конкурсный мастер УЦ NAIL FUTURE PRO, призер ногтевых чемпионатов:

- Настраивались ли Вы только на победу или допускали возможность поражения?

На первый конкурс настраивала себя только на проигрыш (наверное, как и большинство мастеров, участвующих первый раз, особенно в номинации "дебют"). Нет ещё уверенности в профессиональных навыках, а тут уже необходимо состязаться с другими мастерами. Сейчас, конечно, понимаю, что так нельзя. Один из главных факторов успеха на конкурсе -уверенность в себе и позитивный настрой. Если ты уже изначально думаешь о проигрыше и ждешь его, то скорее всего, в самый ответственный момент спасуешь, струсишь, не выложишься на все 100%, придумывая любые отговорки.

- Как себя вести, когда результат не оправдал Ваши ожидания? Как работать над собой?

Не так давно я решила, что система мотивации "проигрыши vs призовые места" для меня не подходит. Я очень переживаю, сама себя накручиваю, волнуюсь, а это мешает плодотворной подготовке и, конечно, выступлению на конкурсе.
Сейчас приоритетнее ставлю личную победу. Намного важнее смогу ли я показать, на что способна, справиться с волнением, победить в своём "личном рейтинге". Если знаю, что сделала всё от меня зависящее, то призовое место это прекрасный сюрприз, награда, которую я заслужила. Если не попала в 3-ку, 5-ку, 10-ку (в зависимости от системы награждения чемпионата), то понимаю, что где-то не доработала, что мой уровень пока ниже победителей, что мне есть к чему стремиться.
 
Я по натуре "самоед", меня всегда мучает "синдром отличника". Мне надо либо всё, либо ничего. Хотя это хорошая черта для целеустремленных людей, мне всё же пришлось с ней бороться, даже прибегать к услугам психолога. Ведь после конкурса я уходила в депрессию, угнетала себя, моя самооценка стремительно падала. В какой то момент хотелось всё бросить. Но сейчас, к счастью, я воспринимаю поражения как хороший урок, как прекрасный опыт, как руководство к действию. Теперь я не трачу время на хандру, а занимаюсь анализом: пытаюсь понять, над какими моментами буду работать при подготовке к следующему конкурсу.

Чем поддержать себя в трудную минуту (во время объявления результатов, после конкурса, накануне следующего)? Как не впасть в отчаяние?

Вот с чем пока не справилась, так это с волнением во время ожидания результатов, но и над этим я работаю. Очень хорошо помню, как перед своим первым награждением не спала всю ночь, мучала домашних распросами типа "а вдруг не выиграла, вдруг опозорилась". Какой там сон, посидеть на одном месте больше 2х минут не могла.
Сейчас ограничиваюсь дрожью в коленках и учащенным пульсом, когда объявляют мои номинации, а ведь раньше бледнела от стараха.

После конкурса стараюсь отдохнуть, отвлечься: пообщаться с близкими, порадовать себя долгожданными покупками, поездками за город, путешествиями, спа. Каким бы ни был результат, ты заслужил награду, ведь во время подготовки и непосредственно в дни конкурса работаешь на износ , нужно откуда то черпать силы и позитивную энергию.
Ну а когда отдохнула, с головой погружаюсь в подготовку к следующему конкурсу. И зачастую она начинается вовсе не с тренингов, а в первую очередь с анализа прошлых конкусов и составления плана работы над собой на будущее. Так было не всегда, к такому подходу я шла долго.

Алена Сальникова, конкурсный мастер, преподаватель УЦ NAIL FUTURE PRO, многократный призер и победитель ногтевых чемпионатов:

Как перенести поражение?

Очень важно для меня лично подготовиться к этому заранее и понять для себя,
что я буду чувствовать и о чем думать, в зависимости от тех или иных результатов соревнований.
Конечно, нужно настраивать себя на первое место, но и "застраховать" свои чувства тоже будет не лишним.
Зачастую пережить поражение намного важней чем пережить победу. Когда ты переживаешь поражение, твой мозг начинает активно работать и анализировать: почему, что я сделал не так, над чем нужно еще работать и т.д.
Ты получаешь как будто новый заряд энергии к саморазвитию. К развитию себя как мастера. Для меня это пожалуй самое важное. И в связи с этим, очень важно понять, для чего ТЫ участвуешь в конкурсах.

Как быть, если результат не оправдал ожиданий?

Никогда не забуду свою эпопею со вторым местом по маникюру 3 раза подряд. Первый раз я заняла 2 место в категории «юниор» и была безумно рада, т.к. это было мое первое второе место. Второй раз я заняла 2е место по маникюру в категории «мастер» и тоже была счастлива, так как была в категории на ступень выше. Трудно было 3й раз. Когда в категории «мастер» я опять заняла 2е место. Конечно было немного обидно, но я понимала, что никто, кроме меня, в этом не виноват. Я действительно плохо подготовилась и может даже была слишком высокого о себе мнения. Я думала: "Я так много делаю маникюров, что можно и не готовиться." И была не права. Это было хорошим уроком мне. Всегда нужно тренироваться, даже если тебе кажется, что лучше ты сделать не можешь
Для меня самая важная часть конкурса - это тренинги. Если ты понимаешь, что вырос как мастер в этот период, то ты уже победил. Я имею в виду не только улучшение качества работы, но и свой личностный рост:если ты стал меньше опаздывать, стал относиться ответственней к работе, стал внимательней к своим моделям и т.д., то ты уже победил.Я называю это своим внутренним конкурсом.Ты должен победить себя. И если ты выиграл в нем, то какие бы ни были результаты, ты вернешься домой победителем.

Елена Попова: Если вы научитесь проигрывать, принимать свой проигрыш, то вам будет легче жить, у вас не будет психологических расстройств, вас будут уважать и друзья, и конкуренты. Сохраняйте чувство собственного достоинства. Принимая решение участвовать в конкурсе, вы должны желать победы, но в любой момент должны быть готовы и к поражению. «Война — это игра, в которой иногда лучшие люди терпят поражение» (Наполеон), именно поэтому не стоит недооценивать противника и быть готовым, что по окончании соревнований он будет стоять на пьедестале почета, а у вас будет второе место или вообще не попадете в тройку призеров. Будьте готовы как к победе, так и к поражению. Проигрыш — это обратная сторона победы. История не знает мастеров, которые выигрывают всегда и везде. Чтобы научиться побеждать, надо сначала научиться проигрывать. Если человек не боится проиграть, то и победа будет за ним.


Как правило, побеждать нам мешают два качества — страх и лень. Страх проиграть и лень что-либо делать. Не бойтесь и не ленитесь, действуйте! И помните — чемпионами не рождаются, чемпионами становятся!


Елена ПОПОВА,
призер чемпионата мира,
многократный победитель российских,
европейских, азиатских и международных конкурсов;
международный сертифицированный преподаватель и
разработчик авторских программ; действующий судья ИНЕС;
тренер конкурсной команды Nail Future Pro;
руководитель учебного центра Nail Future Pro